Религия и спорт
Алексей Муравьев, для "Портала-Credo.Ru"
"От религиозного спорта к спортивной религии. Cпорт, как и в античную
эпоху, стал религиозным действом, только теперь - с противоположным
нравственным знаком"
Нынешний ажиотаж вокруг чемпионата мира по футболу в
Германии неожиданно
приобретает некоторую религиозную окраску. Если советский
пропагандист мог
воскликнуть в восторге: "О, спорт, ты - мир!",
то современный фанат спорта
уже скоро скажет "О, спорт, ты - религия!".
Если для Булата Окуджавы Арбат
мог быть религией в силу своей неисчерпаемости, то почему
спорт не может ею
быть? Посмотрим же на спорт как на религиозный феномен.
Древняя языческая религия была общественной, и входивший
в нее олимпийский
и всякий иной спорт был частью полисного устроения. Состязаясь
друг с
другом, граждане полисов реализовывали особые формы взаимодействия
богов и
людей, совершали религиозные подражания их подвигам.
Красота и
состязательность - агонизм - были главными чертами греческой
цивилизации.
Рим отказался от идеи религиозного спорта, низведя его
на уровень
гладиаторского боя или ипподрома. Спорт постепенно утрачивал
свой
мистериальный характер и становился обычным "зрелищем" (цирценсис,
спектакулум). Именно поэтому в римском раннем христианстве
спорт считался
порочным, и Тертуллиан, например, ругал спортивные зрелища.
Однако уже в Византии ипподром стал одним из главных
развлечений. Так в
христианской стране постепенно укореняется нерелигиозный
спорт, спорт как
грубое зрелище - Богу неугодны зрелища, Богу неугоден
спорт, но император
любит ипподром - а значит…
В Новое время, особенно в постхристианской цивилизации,
происходит
возрождение спорта как ритуала религии человекопоклонничества,
спорт
опять, как и в античную эпоху, стал религиозным действом,
только с
противоположным нравственным знаком. Атлеты западного
мира символизировали
высоту Человека, отказавшегося от религиозного "рабства".
Этот
гуманистический пафос как нельзя более виден в советском
культе спорта и
здоровья. Западный и советский гуманизм слились воедино
- и спорт стал
местом их встречи.
Уже в середине ХХ века религиозные конфессии забеспокоились
- как
контролировать область общественной жизни, которая все
более привлекает
людей. Эта область стала чисто светской, лаической и,
как таковая, была
призвана "отвлекать" людей от Церкви, от религии.
Сначала Церковь
(например, католическая) игнорировала спортивный фанатизм,
но постепенно
обмирщенные религии стали все более терпимо и даже с
симпатией поглядывать
на спорт, чтобы отсрочить свою смерть от истощения. Народ
привык ходить на
стадионы - значит надо использовать стадионы и созывать
на проповедь туда.
Так сделал, например, Билли Грэм и другие протестантские
проповедники.
Но и сама религиозная жизнь часто стала мыслиться по
типу светского
спортивного состязания - как некое внешнее общественное
усилие, борьба за
приз, за награду. Спорт в этой парадигме "смерти
христианства",
превращения его в комфортную светскую религию, стал одним
из развлечений,
иначе говоря, мирских водоворотов, которые с точки зрения
религиозной,
вообще-то засасывают людей.
И вот наступила эпоха меркантильного абсолютизма. Спорт
стал, прежде
всего, коммерческим зрелищем, вернулась римская идея "спектакулум" -
зрелища, общественного мероприятия, в котором вдобавок
вращаются огромные
суммы, делаются целые состояния и проходит большая часть
жизни граждан -
рождения, браки, смерть. Вокруг спорта всегда роится
множество всякого
мелкого бизнеса, который обслуживает фанатов, вовлеченных
в основной
оборот. И тогда среди этого мелкого бизнеса постепенно
появляются
церковные люди, которые наперебой спешат по-своему обслужить
состязания, -
и нынешний чемпионат мира по футболу тому подтверждение.
Они благословляют команды, устраивают молебны перед матчами,
специальная
экуменическая служба была отслужена в кафедральном соборе
Мюнхена… Значит,
Церкви согласны уже и на мелкое бизнес-обслуживание "серьезных"
мероприятий, а спорт стал определять поведение религиозных
конфессий. Если
раньше люди инвестировали деньги, время и силы в саму
религиозную жизнь, то
теперь уже Церкви стремятся освятить развлекательные
мероприятия, чтобы не
упустить свой кусок общечеловеческого развлекательного
пирога.
Несколько в стороне работают те конфессии, которые используют
футбольный
чемпионат как повод для привлечения внимания к каким-то
социальным
проблемам, язвам общества или за счет протеста пытаются "возгревать
огонь
веры" в душах своих адептов. Но если всю эту "общемировую
тенденцию"
спроецировать на ситуацию в России, в частности на РПЦ
МП, то прогноз
выходит довольно интересный. За
счет чего выживает Церковь в России? За счет вливаний
от государства и
из частного бизнеса. Собственно церковный бизнес занимает
ничтожно малый
сектор экономики. Свечки, ладан, иконы - это штучный
товар, не
приспособленный для получения сверхприбылей. Другое дело
- шоу-бизнес, в
частности, вокруг спорта. Сейчас архиереи и отдельные
монастыри или"продвинутые" клирики еще слабо
вовлечены в освящение команд, саней для
бобслея, мячей и прочего спортинвентаря. Но можно представить,
что
постепенно они будут пристраиваться к этому выгодному
светскому бизнесу,
сначала как ритуально-обслуживающий персонал, а потом
- как мелкие
дольщики. Вместо борьбы с разными сторонами общественной
жизни, не
вписывающимися в рамки религиозных норм, респектабельные
конфессии будут
их потихоньку ассимилировать в порядке симбиоза.
Вызовет ли это внутренние метаморфозы в самих Церквах?
Скорее всего, да.
Сфера собственно религиозного бизнеса будет сужаться.
Храмы и монастыри
будут становиться центрами специализированного и совершенно
нецерковного
бизнеса. Отчасти этот процесс уже есть в некоторых храмах
Москвы и
Подмосковья - популярный московский храм, возглавляемый,
между прочим,"высокодуховным батюшкой", создает
элитную конюшню в Сокольническом парке,
в монастырях разводят лошадей, страусов и собак, в храме
Христа Спасителя
проводятся коммерческие форумы и презентации, а олимпийскую
сборную
благословляет сам Патриарх.
Постепенно мы возвращаемся к "римской" ситуации
- жрецы обслуживают
светские мероприятия, грань между областью сакрального
и профанного
стирается (в нашем случае - целиком в пользу профанного),
а Церковь
превращается в социально маркированную форму бизнес-культуры.
Только вот,
как мы помним, в Древнем Риме споткнулись именно о народную
веру,
Основатель которой, выгнав торгующих из храма, разграничил
эти две
области. И спорт неизбежно остался "по ту сторону".
Источник: Портал-Credo.ru,